Дата образования: п.Хани

16 октября 1980 г.Указом Президиума

Верховного Совета Якутской АССР за  № 190

пл. территории: 200,1 га

числ.населения: 723 чел.

image001

Раннее утро. Вокзал

И с двух сторон сопки, да такие, что для того, чтобы разглядеть их вершины, нужно задрать голову. Снег — лежащий на сопке, переливающийся серебром и медью из-за восходящего на востоке солнца. Как в Приэльбрусье. А от Тынды всего десять часов. При ближайшем знакомстве с этими кусочками цивилизации, состоящими из нескольких домов шимановской серии и специально возведенными для обслуживания очередного участка БАМа, выяснилось, что стоит отойти к вокзалу взглянуть на сопку, стоящую за вокзалом и горной речкой, то станет видно, как на вершине сопки чем-то напоминающей стартовую площадку для фантастического космического корабля, взбирается каменный конь, чью скульптуру создавал лучший скульптор — Природа. Конь нами сразу был окрещен Пегасом, ведь у него есть и каменные крылья. Очень символично — Пегас, взбирающийся на северный Олимп и прилегший отдохнуть на полпути.

Хани — это эвенкийское слово общетунгусского происхождения. Географическое название с корнем «хан» на территории Якутии встречаются в тех местах, где до ХVII века тунгусоязычное население (Эвенки и эвены).

Места эти стали известны еше в середине 40-х годов ХVII века, когда вверх по Олекме устремились многие якутские казаки, торговые и промышленные люди. С каждым годом они проникали все дальше и дальше.

Одним из первых нынешней зоны БАМа достиг бывший казак Кузьма Лошаков. В середине 40-х годов, собирая ясак с эвенков Олекмы, он первым вышел на реку Хани, ту самую реку, которая течет по границе между северо-западным углом Амурской области и Южной Якутией, рядом с Удоканским хребтом. По имени этой реки в районе Удокана решено было назвать ближайшую станцию БАМа.

Лошаков был только около устья Хани, где он встретил эвенка Почаганского рода Доченейка, который прекрасно знал Приамурье. Он сообщил Лошакову сведения о нескольких путях на Амур. Сведения Доченейка были очень важны, поэтому якутские власти спешно отправили в верховья Олекмы новые отряды казаков. Именно они проведали путь с Тунгири «пятой реки» на левые притоки Верхнего Амура. Наибольшую пользу из этого открытия извлек знаменитый Ерофей Хабаров. В 1649 году он собрал отряд и отправился  вверх по Олекме. Именно тогда Хабаров впервые побывал на землях Олекминского участка БАМа.

В советское время первым исследователем этих мест был молодой тогда геолог, а впоследствии прославленный писатель Иван Антонович Ефремов.  В 1932-34 гг. его отряд по заданию Академии наук и Наркомата путей сообщения искал самые целесообразные варианты прокладки БАМа на участке Чара-Тында. Отряд сделал геологическую и топографическую съемку 1600 км неведомой доселе земли.

Станция Хани возникла как раз на стыке Амурской области с областью Читинской и Якутской. К началу строительства безымянное озеро было не только совершенно безлюдным —  ни одна географическая точка не находилась на таком удалении от ближайших селений. Поэтому и первый десант строителей на Хани оказался одним из сложных. К концу 1977 года завершилась прокладкой Малого БАМа — линии Тында-Беркакит. Приход первого поезда в Беркакит означил, что бамовцам пора на новые места.

Своим рождением поселок обязан Большому БАМу. В 1975 году он впервые был обозначен на контуре Якутской АССР. Именно тогда появилась политико-административная карта БАМа, северным пиком ее суждено было стать станции Хани. Имя поселку как и многим бамовским, подарила река Хани — левый приток реки Олекма, одной из главных сестер Лены. И с характером крутым. Это от рождения, ведь путевку в жизнь ей надо. Чертово ущелье, образуемо хребтами-великанами — Становыми, Удоканом и Каларским. В недрах хребтов найдены уникальные кладовые меди, магнетитовых руд и апатитов.

Первыми пришли в Хани строители СМП-576. чтобы возвести станцию со всеми объектами жизнеобеспечения, а СМП-596 — чтобы подвести к ней железнодорожные пути. В самый короткий срок был построен временный поселок со всем необходимым. Одновременно на будущей станции создавался и постоянный.

Есть среди рабочих будней незабываемые моменты: на свежеотсыпанное полотно бережно опускают «серебряное звено». На нем четко выделяются ярко-красные слова «Рельсы на Хани — наш подарок съезду ВЛКСМ!» и дата — «13 мая 1982 года». Это трудовая победа монтеров пути и монтажников, механизаторов и мостовиков, взрывников и бурильщиков.

Статус рабочего поселка Хани получил в августе 1981 года и вошел в состав Олекминского района. Многие свои беды поселок терпел оттого, что находился как бы между трех хозяев, административно относился к Олекминскому, в хозяйственных делах целиком зависел от Тынды, а по партийной линии подчинялся Чаре. Три пункта — три разных региона. И каждый тянул свою сторону. Но никто всерьез не помогал.

15 декабря 1987 года Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР поселок Хани по ходатайству жителей был передан из состава Олекминского района Нерюнгринскому горсовету с частичным изменением границы Ханинского поссовета. В состав Ханинского вошла территория, начиная с железнодорожного моста через реку Хани выше против течения по границе Якутской АССР и Амурской областью, до 1255-го километра трассы БАМа и граничит вдоль горы с охватом поселка.

С 1992 года на территории Ханинского поселкового Совета создана местная администрация поселка для руководства хозяйственными и социально-культурным строительством. Сегодня в поселке есть многое для нормальной жизни: добротное жилье, детсад, амбулатория, школа, детская школа искусств, дом отдыха локомотивных бригад, объекты жизнеобеспечения.

Вид из окна школы

Вид из окна школы

Географическая характеристика окрестностей Хани


Хани

Территория располагается в пределах Олекмо-Витимской горной страны, охватывая бассейн реки Хани. Основными орфографическими элементами территории является хребет Удокан на Севере и отроги Каларского хребта. Реки горные с быстрыми течениями, с многочисленными порогами и перекатами. В период снегопадения и дождливое время они сильно разливаются. На реке Хани в эти периоды вода поднимается на 4-6 метров.

image004

Впервые исследователи пришли в долину реки Хани в 1977 году. Слово «Хани» в переводе с эвенкийского языка означает «волчья яма». В древние времена в долину реки эвенки пригоняли оленей на откорм. Из-за своеобразных климатических условий здесь зимой даже в самые сильные морозы температура на 10-15 градусов выше, чем в соседних поселках, уж очень хорош был прорастающий в долине ягель.

image005

Где-то на сопках багульник цветет…

В районе реки Хани свои исследования экспедиция начала в 1975 г. В её задачи входила разведка и поиски железной руды. Но в бассейне реки были обнаружены залежи апатитов.

Это и послужило развитию на территории Хани поселка геологов с мощной техникой. Но работы не были доведены до конца. Партия была переброшена на разведку нефти в верховья Лены.

Но не забывают интересные месторождения геологи. Гранат, розовый кварц, аквамарин…. далеко не полный перечень всех находок.

Насыпь, просека, рельсы, шпалы
Между сопками вьется путь.
Новой трассою небывалой
Комсомольцы его ведут.

В 1974 году из Москвы на строительство Байкало-Амурскуой железнодорожной магистрали отбыл первый комсомольский отряд.

В января 1979 года на будущую станцию Хани был отправлен первый отряд. Он состоял из 11 человек: Прилежаев В.М. -нач. отряда, Сыряпин В., Будин А, Брачун И., Шабат С., Троян К., Мальзам В., Засловец Н., Черный В., Горбатов В., Пархалова И.

Хани — самый отдаленный поселок Нерюнгри. Расположен он на границе Якутии с Читинской и Амурской областями. Он был построен как ж.д.  станция Большого БАМа.

Отдаленность от райцентра и отсутствие постоянного транспортного сообщения изолировали его от «большой земли». Поэтому 15 декабря 1987 года Верховный Совет республики принял решение о передаче рабочего поселка Хани в административное подчинение Нерюнгринскому городскому Совету  народных депутатов.

На территории поселка расположены организации:

ЖД станция, ЖКХ, котельная, Школа, Детская  музыкальная школа искусств, Детсад, ПТО. ВОХР, Дом отдыха локомотивных бригад.

«Интересные люди»

Юрий Ильич Подоляк- бывший директор школы. Это именно он руководил укладкой «золотого звена»  в Куанде в октябре 1984 года. Сколько ценных экспонатов хранилось в его семейном архиве! Сейчас они находятся в музеях Тынды, Чары и других местных музеях. Но и то, что оставил Юрий Ильич себе на память, он передал в музей.

Гусан Рим Мелентьевич, который еще в феврале 1979 года прибыл с первым десантом для строительства поселка. Он был первым и внештатным фотографом в поселке. Многие события, уже имеющие историческое значение, запечатлены на его фотографиях. Часть из них он безвозмездно передал в музей. «Как-то на охоте, я нашел маленького, беспомощного олененка, он на своем «языке» звал свою мать-олениху,  мы долго ждали, но никто не появился,- говорит Рим Мелентьевич, — пришлось забрать его домой. Сейчас он живет вместе с дворовыми собаками в загоне на даче!»

Пасхин Евгений Александрович тоже из первостроителей Хани. Это он, в составе бригады , с бригадиром Юрой Егоровым,  встречал новый 1981-й год на 1,1 километровом перегоне Кодар-Витим. В их командировочных листах  было записано «задача десанта — рубка просеки на 858-876- километрах. 103 гектара. Срок исполнения — с 15 декабря по 30 марта». До приезда на Балбухту, Евгений был токареми профессию вальщика леса осваивал уже на месте, как и его товарищи: Бардин В., Карамышев А. Затем Евгений возглавлял профсоюзный комитет поезда 576, был секретарем парторганизации, трудился бригадиром у путейцев на железной дороге, обслуживая станцию Хани.

Сегодня Евгений Александрович организовал собственное ИП по выращиванию и реализации дикорастущих растений.

image008

Открытие памятника героям ВОВ